Кто станет новым премьер-министром?

Kto-stanet-novym-premer-ministrom

Своим мнением делится эксперт по конституционному праву Александр Москалюк.

По мнению эксперта, на данный момент формальных оснований для определения кандидатуры премьера пока нет.

Формирование нового правительства, а, соответственно, и назначение премьера – горячая тема для украинского общества. И в Блоке Петра Порошенко, и в «Народном фронте» высказываются мнения, что поскольку именно эти политсилы получили наибольшее количество мандатов, новым премьер-министром должен стать либо Арсений Яценюк, либо ставленник Порошенко. Но кто же из них?

Конституция Украины не определяет, какая политическая сила должна выдвигать кандидатуру премьер-министра: получившая наибольшее пропорциональное количество мест («Народный фронт») или получившая больше всего мандатов и в пропорциональном, и в мажоритарном секторе (Блок Петра Порошенко).

В шестой части статьи 83 Конституции Украины сказано, что в парламенте формируется коалиция по результатам выборов и на основе согласования политических позиций. В состав коалиции входит большинство народных депутатов.

Это означает, что с формальной точки зрения нет условия о том, что главой правительства должен быть назначен именно представитель лидирующей политической силы. Более того, лидер предвыборной гонки может даже не войти в коалицию, а ведь именно она решает, кто войдет в состав Кабинета министров и возглавит его. Аналогичные условия определяются для большинства европейских стран их конституциями: не указывается, представитель какой именно политической силы должен стать премьер-министром. Глава правительства определяется на основании переговоров между партиями, прошедшими в парламент. Исключением является лишь Греция, где по Конституции президент должен поручить лидеру партии, получившей наибольшее количество голосов, изучить возможности формирования правительства.

Негласное правило о том, что лидер победившей партии становится премьер-министром – это не более чем традиция. Причем эта традиция функционирует лишь в странах с двухпартийной системой, где за власть постоянно борются две мощные политические силы. Например, в Великобритании лейбористы традиционно конкурируют с консерваторами, а в Германии Христианско-демократический союз борется с Социал-демократической партией Германии. Однако вместе с тем, в большинстве европейских стран действует и другое негласное правило: можно выиграть выборы, но проиграть процесс формирования правительства. Такая ситуация возникает в случае прохождении в парламент большого количества партий, ни одна из которых не имеет ярко выраженных преимуществ. В такой ситуации парламентское большинство формируется ситуативно, как это происходит в Австрии, Бельгии, Нидерландах, Италии. Украина, по оценкам Александра Москалюка, значительно ближе именно к этой, ситуативной, модели. У нас, во-первых, отсутствует двухпартийная политическая система. Во-вторых, традиции формирования правительства пока не устоялись. В третьих, мажоритарная составляющая выборного процесса изначально создает ситуацию, когда невозможно определить, кто на самом деле победил на выборах.

Учитывая все эти факторы, следует отметить, что на данный момент нет никаких формальных оснований, политических или юридических, для выбора кандидатуры будущего главы правительства без переговоров. Самое главное, чтобы, независимо от результата переговоров, политики ставили интересы избирателей выше своих амбиций.

Короткий URL: https://izbir.com.ua/?p=35195

Добавил: Дата: Окт 29 2014. Рубрика: Аналитика. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Все комментарии и пинги в настоящее время запрещены.

Комментарии недоступны

Другие ссылки

    Поиск по архиву

    Поиск по дате
    Поиск по рубрикам
    Поиск с Google