Названы основные заказчики скрытой агитации
По оценкам Института массовой информации, отличительной особенностью предвыборной кампании 2014 стало существенное снижение использования админресурса в медиа. Открытой конкурентной борьбы междуполитическими программами и партиями тоже не было – основное значение имели капиталы и финансовые интересы заинтересованных сторон.
Институт массовой информации провел в столице и 14 областях исследования, позволившие выявить главных заказчиков неявной политической рекламы, так называемой джинсы.
В мониторинге участвовали следующие области: Запорожская, Днепропетровская, Херсонская, Волынская, Львовская, Кировоградская, Николаевская, Винницкая, Харьковская, Одесская, Сумская, Черновецкая, Луганская иДонецкая.При этом самый низкий уровень «джинсы» был зафиксирован именно в двух последних областях.
Главными заказчиками стали партии «Сильная Украина» (27% «джинсы»), Оппозиционный блок (20%), «Батькивщина» (16%), «Свобода» (9%), Народный фронт (8%).
Отдельно исследовалось присутствие скрытой рекламы в Интернет-изданиях: «Батькивщина» (23% от общего объема скрытой агитации), Оппозиционный блок (21%), «Заступ» (14%), Коммунистическая партия (11%), Радикальная партия (10%).
В печатных изданиях и Интернет-ресурсах по регионам наибольшее количество заказных материалов было опубликовано в пользу партий «Сильная Украина» и Оппозиционный блок (по 22%). На втором месте Блок Петра Порошенко и Радикальная партия (по 8%).
В масштабах всей территории Украины наиболее равномерный пиар был у Блока Петра Порошенко – практически одинаковое «покрытие» всех областей. «Сильная Украина» уделила наибольшее внимание (91% своей скрытой рекламы) Югу и Востоку страны, как и Оппозиционный блок (82%), в то время как Радикальная партия направила 77% своей агитации на Запад.
Существенно увеличилась доля «черного пиара» – до 5% всех исследованных материалов. Больше всего таких материалов было зафиксировано против Блока Петра Порошенко (16), Народного фронта (14), Радикальной партии, Гражданской позиции и Оппозиционного блока (по 5 материалов).
Наивысшее количество скрытой рекламы в свою пользу разместили «Сильная Украина» (22%), Оппозиционный блок (22%), Радикальная партия (8%) и Блок Петра Порошенко (8%).
Высшие показатели таких материалов по областям: 203 единицы в Запорожской, 201 в Днепропетровской и 178 в Херсонской.
В целом СМИ освещали встречи кандидатов с избирателями и благотворительные акции, однако предоставляли мало информации о конкретике программ политических партий.
Во время мониторинга рассматривались имиджевые и рекламные материалы, размещенные без специальных обозначений, которые бы указывали на то, что материал является рекламой или политической агитацией.
В целом было проанализировано 56 изданий: по 4 издания из каждого региона (2 печатных и 2 Интернет-издания), а также 6 печатных общенациональных изданий, среди которых «Факты», «Сегодня», «Комсомольская правда в Украине» и другие.
Для региональной прессы общий объем заказных материалов составляет 1581 единицу, из них 80 представляли собой черный пиар, 828 материалов, которые имеют характер заказных в поддержку политических партий и 637 – в пользу кандидатов-мажоритарщиков.
В общенациональных печатных источниках обнаружено 197 текстов с признаками заказных. Из них 17 в пользу мажоритарщиков. В центральных онлайн-изданиях было размещено 115 материалов с признаками заказных.
Короткий URL: https://izbir.com.ua/?p=35112