Новая гибридная война. Как кремлевские боты дурачат украинцев

Основным ресурсом российской пропаганды и гибридной войны, который используется для влияния на события по всему миру (яркий пример — президентская кампания в США в 2016 году), являются боты. Публиковалось немало материалов о кремлевских «фабриках троллей» и использовании ботов для распространения пророссийских месседжей, но сайт «24» решил разобраться, как именно российские боты используются в Украине сегодня.

Российская пропаганда в Украине в 2014 году работала грубо и топорно; «распятые мальчики», снегири, визитка Яроша, «малазийский Боинг, запущенный в небо с трупами на борту» — первые месседжи были настолько бредовыми, что эффективность их оказалась крайне сомнительна. Фейковые новости тех времен не принесли России желаемого результата, и мастерам гибридной войны пришлось стремительно менять тактику.

Россия перешла к более тщательно продуманным и тонким методам влияния — для разгона нужных месседжей по-прежнему используются боты, но самые распространенные схемы теперь выглядят иначе.

Журналисты назвали три наиболее часто используемых подвида кремлевских ботов.

«Свой парень»

Этот метод, который также имеет название «один из нас», озвучил политолог Алексей Минаков. В рамках этого метода боты маскируются под проукраинских и занимаются тем, что в нынешнем обществе называется «разгонять зраду». Боты приходят в комментарии к украинским лидерам мнений или политикам, и распространяют тезисы наподобие «Я люблю Украину, но Порошенко — предатель», «НАТО и ЕС нас сливают», и так далее. Вместо «Нацгвардии, куда украинцев силой снимают с поездов» и «военного переворота» распространяются преувеличенные данные о потерях среди украинских военных и звучат призывы к миру («любой ценой, лишь бы мир»).

Цель этой технологии — сеять уныние и панику, настраивать украинцев против власти, Запада и друг друга.

Темы могут быть самыми разнообразными — от заявлений, что безвиз на самом деле не работает (несмотря на доказательства обратного) до публикации панических статей о том, что Трамп вот-вот договорится с Путиным, и тогда все — нужно скорее договариваться с РФ самим и идти на уступки, и до завялений, что блокирование российского сайта Вконтакте — признак, что режим скатывается в кровавую тиранию.

Постепенная вербовка единомышленников 

Второй популярный метод использования ботов — создание популярной группы, которая начинает с безобидной и проукраинской тематики, чтоы заслужить доверие подписавшихся на нее людей. Затем постепенно к нормальному контенту начинают «подмешивать» нужные провокативные месседжи.

Активисты ОО «Оберег» приводят в качестве примера таких технологий Facebook-группу «Я підтримую НАБУ». Проанализировав публикуемый администраторами группы контент, активисты пришли к выводу, что название группы имеет мало общего с распространяемой ею информацией.

Большая часть постов группы — провокативные месседжи, которые разгоняются ботами.

Недавние прения и атаки депутатов на НАБУ сделали эту тему популярной, и создатели группы воспользовались этим для набора как можно большего количества фолловеров. По словам активистов, метод так успешен, поскольку опирается на простую логику «дружу с теми, кто думает как я».

Знімок екрана 2018-01-27 о 00.44.01

Пример поста

Основной фокус материалов в группе — критика власти и поддержка возможных московских агентов. Журналистка, о которой идет речь, была связана с Департаментом информационной политики времен Януковича, а также участвовала в создании фонда nternational Foundation for Better Governance, известного в кругах экспертов по российской пропаганде.

Администраторы группы «Я підтримую НАБУ» — два профайла с минимумом информации, идентичными новостными лентами.

Знімок екрана 2018-01-27 о 00.44.15

Пустые страницы организаторов

Знімок екрана 2018-01-27 о 00.44.23

Пустые страницы организаторов

Активисты характеризуют алгоритм этого метода следующим образом:

1. Создать источник — достаточно авторитетный либо приближенный к таковому.

2. Набрать максимально большое количество читателей/подписчиков.

3. Завоевав предварительное доверие читателей, начинать продвигать нужные месседжи.

Региональные новости  

Это наиболее незаметный и тихий способ влияния. В этом случае кремлевские эксперты работают, маскируясь под локальное издание и публикуя сначала надежные новости о жизни города. Когда группа набирает достаточное количество подписчиков, начинается продвижение провокативных месседжей.

Активисты отмечают, что такие технологии используются группой «Моя Одесса», где происходит продвижение сепаратистских месседжей.

 

Метки: , , , , ,

Короткий URL: https://izbir.com.ua/?p=36947

Добавил: Дата: Янв 26 2018. Рубрика: Аналитика. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Все комментарии и пинги в настоящее время запрещены.

Комментарии недоступны

Другие ссылки

    Поиск по архиву

    Поиск по дате
    Поиск по рубрикам
    Поиск с Google