Страховка на железной дороге: тайна за семью печатями

Strahovka-na-zheleznoj-doroge-tajna-za semju-pechatjami01

Стабильными чиновничьими кормушками всегда были государственные монополии. Например, та же «Укрзализныця». В годы правления Виктора Януковича многие из его ближайшего окружения зарабатывали на пассажирах, а нынче, как оказалось, опыт переняли представители новой власти.

В стоимость железнодорожного билета включена оплата за страховку от возможного несчастного случая. Сумма для одного кармана вроде бы невелика — максимум несколько гривен. Однако если эту сумму умножить на количество пассажиров, которых ежедневно перевозит «Укрзализныця», получится порядка 90 млн грн в год.

При Януковиче страховка пассажиров железной дороги обеспечивала безбедную жизнь шести компаниям. Минимум три из них — «Украинский страховой дом», «Согласие» и «Доминанта» — были подконтрольны Сергею Арбузову и Борису Колесникову. За 2013 год с железной дороги было собрано и передано страховым компаниям 90 млрд грн страховых взносов. Возмещено пассажирам — 0,5 млн грн. Все остальные деньги по закрытому от общественности принципу разделили страховщики, «Укрзализныця» и все те, кто стоит за этой схемой.

Strahovka-na-zheleznoj-doroge-tajna-za semju-pechatjami03

После того как власть в стране сменилась, в крупнейшие госмонополии пришли новые люди. Новое руководство «Укрзализныци» во главе с Борисом Остапюком показательно расторгнуло контракты со страховщиками времен Януковича и заверило, что все будет максимально и честно. В Facebook первый зампредседателя Максим Бланк написал, что по четырем из шести дорог подписан контракт с новой компанией «Интер-Полис», а по остальным — оформляются документы.

Но почему «Интер-Полис»? Почему, к примеру, не проводился конкурсный отбор? Как оказалось, потому, что совокупная доля «Интер-Полиса» превышает 50 %. Так пояснило новоиспеченное руководство. Но после столь скорого самовольного избрания страховщика участники рынка заподозрили руководителей «Укрзализныци» в том, что они создают неконкурентные условия отбора, что влечет за собой коррупционные риски.

«Прозвучало заявление, что со сменой власти и, соответственно, руководства «Укрзализныци» эта процедура будет изменена. Будет проведен открытый тендер по выбору страховщика, чьи услуги будут предоставлены пассажирам. В результате мы получили другую компанию, которая предоставляет теперь эти услуги, — говорит председатель правления СК «Княжа» Дмитрий Грицюта. — О том, был тендер или нет, лично я ничего не слышал и не видел. Уже постфактум мы узнали, что такая компания уже определена».

Strahovka-na-zheleznoj-doroge-tajna-za semju-pechatjami05

Почему же «Укрзализныця» отказалась проводить открытый конкурс? В чьих интересах было получение Интер-Полисом монопольного права на страховку пассажиров?

«Интер-Полис» в лице Фонда госимущества действительно имеет государственную долю. Но составляет она немногим более 8%, причем еще совсем недавно свыше 81% акций «Интер-Полиса» принадлежало компании «Интер-контакт», владельцем которой является гонконгская корпорация «Гонконг Истерн Дивелопмент лимитед», к которой имеет непосредственное отношение нардеп Александр Един.

Накануне перетасовки железнодорожных страховщиков компания Едина вдруг приняла решение 50% своего пакета в «Интер-Полис» передать в «Укрзализнычпостач» (это, как известно, одна из структур «Укрзализныци»). После такого маневра железнодорожники получили возможность говорить о контрольном пакете акций страховой компании. Однако широкая общественность не имеет никакой информации об условиях продажи: «Интер-контакт» никогда нигде не назвал вырученную от передачи акций сумму. И руководство «Укрзализныци» не объяснило, почему компания стала единоличным страховщиком без надлежащего проведения конкурса.

Страховщики считают, что открытый конкурс был бы выгоден прежде всего пассажирам, поскольку от страховых компаний наверняка поступило бы немало предложений, что, безусловно, способствовало бы цену страховки. И что самое интересное, именно забота о пассажирах такого рода была одним из главных аргументов руководителей «Укрзализныци», когда они остановили свой выбор на «Интер-Полисе». Максим Бланк заявил, что в результате этого пассажиры платят вчетверо меньше — 0,4% вместо 1,5%.

 Êèåâå îòêðûëè ìåìîðèàëüíóþ äîñêó ýêñ-ìèíèñòðó òðàíñïîðòà Êèðïå

Тем не менее на самом деле платеж по-прежнему составляет 1,5 %. Так что, невзирая на заверения руководства о том, что тарифы снижены вчетверо, выбранная ими на непонятных основаниях компания берет с пассажиров точно такие же деньги, что и фирмы времен Януковича.

Следует вспомнить, что начиная еще с 1996 года «Укрзализныця» навязывает каких-то своих страховщиков. Критерии выбора она тщательно скрывает, хотя ясно и так: 500 млн грн за 15 лет —критерий более чем убедительный. Тогда как страховые выплаты пострадавшим пассажирам не превышают 15 млн грн.

Strahovka-na-zheleznoj-doroge-tajna-za semju-pechatjami06

Главный офис компании, зарабатывающей ежемесячно миллионы гривен, размещается в столичном жилом доме. Как было получено монопольное право на страхование пассажиров железных дорог, тут никто не комментирует. В пресс-центре «Укрзализныце» отвечают, что фирма «Интер-Полис» действительно выбрана не на конкурсной основе, с учетом того, что условия договорные, которые предложила страховая компания, экономически целесообразны и выгодны для функционирования и развития железных дорог.

При этом проверить, в чем заключается «экономическая целесообразность» выбора «Интер-Полиса» абсолютно невозможно: руководство «Укрзализныци» не разглашает условия контракта, ссылаясь на необходимость соблюдения коммерческой тайны. Не правда ли, странно, что такой позорной формулировкой прикрывается новая власть, тем более что речь идет о собранных с граждан деньгах.

Strahovka-na-zheleznoj-doroge-tajna-za semju-pechatjami04

Короткий URL: https://izbir.com.ua/?p=27477

Добавил: Дата: Авг 15 2014. Рубрика: Народный ТОП. Вы можете перейти к обсуждениям записи RSS 2.0. Все комментарии и пинги в настоящее время запрещены.

Комментарии недоступны

Другие ссылки

    Поиск по архиву

    Поиск по дате
    Поиск по рубрикам
    Поиск с Google